Фонд содействия развитию международного диалога и сотрудничества «Интеракция» выпустил интерактивное руководство по изучению рек  для подростков 11-16 лет из Беларуси и Украины, которым нравится изучать природу и окунуться в проблемы экологии. 

Пособие получило название «Как изучать реки? Разбираем на примере Припятского Полесья» и создавалось в рамках проекта ЕС «Трансграничные водные инспекторы». О том, как увлечь подростков экологической темой, рассказывают авторы проекта.

Предыстория: 

Пособие делали для подростков из Пинского (Беларусь) и Любешовского (Украина) районов, которые участвуют в проекте Трансграничные водные инспекторы. Они проверяют качество воды в местных реках, устраивают уборки берегов. Кроме этого, ребята успели подружиться с мировой водной инициативой EarthEcho International. В этом движении — тысячи людей по всему миру, которые добровольно следят за состоянием рек, озёр, колодцев, морей и океанов. 

Мы старались создать такую книгу, которая не будет пылиться на полке и ей захотят пользоваться. 

О чём пособие: 

Пособие состоит из нескольких модулей. Мы разбираем, как устроена экосистема реки, почему регион Припятского Полесья уникальный, знакомимся с птицами, которые живут в поймах рек и с растениями, которые там растут. А также рассказываем, как наблюдать за состоянием водных объектов и проводить анализ воды, где поделиться данными исследований с мировым сообществом, какие есть международные экологические инициативы и как к ним присоединиться. 

Принципы, которые мы использовали в его разработке: 

Яркий визуальный стиль 

При разработке персонажей для пособия мы старались уйти от стереотипного изображения детей и хотели, чтобы участники и участницы проекта смогли найти себя на его страницах. Мы получили от них много положительных комментариев, когда показали первый макет пособия. 

Говорить понятным языком 

Решили, что сложные вещи нужно описывать простыми словами. Так книжка становится дружественной читателям и её хочется изучать дальше, ведь текст легко читается. 

Взаимодействовать с читателем и дать возможность самостоятельно оценить самим, чему научились 

После каждого модуля ребята и девочки могут заполнить два блока – “Я знаю” и “Я могу”. Это поможет им понять, чему новому они научились и что они могут сделать с этими знаниями. 

Учиться через игру 

В каждом модуле есть задания, которые связаны с изучением местности, где протекают реки. В одном из них ребята и девочки могут попробовать себя в роли журналистов: сделать интервью с местными жителями и узнать, разливалась ли раньше река и как это влияло на жизнь деревни. Так они и получают полезные навыки, и интересно проводят время. 

Cпособность рефлексировать 

Книга не дает правильных ответов и не говорит что хорошо, а что плохо. Читатели формируют своё отношение к разным ситуациям. Например, в пособии мы перечислили, как мелиорация влияет на природу и жизнь человека и не давали этому оценок. Ребятам и девочкам нужно самим определить и отметить что, по их мнению, хорошо для природы и человека, а что — нет. 

Сроки и результаты

Пособие создавали с ноября 2018 по март 2019. С ноября по январь эксперты разрабатывали  концепцию и содержание, январь-февраль – редактура, корректура, дизайн, март – печать готового пособия. 

Есть печатная и электронная версии  пособия. Печатных версий – 500 штук, они отправились детям из 20 школ из Беларуси и Украины, которые участвовали в проекте. Ссылки на электронные версии распространяются через социальные сети и СМИ. 

Электронные версии пособия вышли на русском и украинском языках. 

Над проектом работали: 

Елена Овчарова – занимается изучением качества водных ресурсов в городах: их загрязнением, гидрохимической трансформацией и реабилитацией, привлечённый эксперт
Денис Китель – Знает самые интересные факты про птиц и не только — орнитолог, привлечённый эксперт
Олег Созинов – эксперт в сфере ботаники, привлечённый эксперт
Диана Ляшкевич, менеджер по коммуникации проекта, Фонд «Интеракция»,
Света Поддубная, менеджер проекта, Фонд «Интеракция»
Дизайн: Дарья Сазанович – делает крутые иллюстрации и дизайн, привлеченный эксперт 
Редакторка:Мария Гулина – пишет крутые статьи в 34travel, редакторка 34travel и Bahna.land, привлечённый эксперт

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here